Дирижер и солист Ensemble Matheus

Одни считают его “enfant terrible” академической музыки. Другие — истинным музыкантом-«хореографом», наделенным уникальным чувством ритма и редкой эмоциональностью.

Французский скрипач и дирижер Жан-Кристоф Спинози родился в 1964 году на Корсике. С детства обучаясь игре на скрипке, он проявлял страстный интерес и ко многим другим видам музыкальной деятельности: профессионально изучал дирижирование, увлекался камерным и ансамблевым музицированием. Он стремился постичь различия музыки разных эпох и стилей, переходя с современных инструментов на аутентичные и наоборот.

В 1991 году Спинози основал квартет Matheus (назвав его в честь своего старшего сына Матье), который вскоре стал лауреатом международного конкурса аутентичных ансамблей имени Ван Вассенара в Амстердаме. Спустя несколько лет, в 1996-м, квартет был преобразован в камерный ансамбль. Первый концерт Ensemble Matheus состоялся в г. Бресте, во Дворце Le Quartz.

Спинози по праву называют одним из лидеров среднего поколения мастеров исторического исполнительства, блестящим знатоком и интерпретатором инструментальной и вокальной музыки барокко, главным образом Вивальди.

В последнее десятилетие Спинози значительно расширил и обогатил свой репертуар, с успехом дирижируя операми Генделя, Гайдна, Моцарта, Россини, Бизе в театрах Парижа (Театр на Елисейских полях, Театр Шатле, Парижская опера), Вены (Ан дер Вин, Государственная опера), городов Франции, Германии, других европейских стран. В репертуаре ансамбля появились сочинения Д. Шостаковича, Дж. Крама, А. Пярта.

«Работая над сочинением любой эпохи, я стараюсь понять и почувствовать его, использовать подходящие инструменты, вникнуть в партитуру и в текст: все это — чтобы создать современную интерпретацию для нынешнего слушателя, дать ему почувствовать пульс настоящего, а не прошлого. И потому мой репертуар — от Монтеверди до наших дней», — говорит музыкант.

Как солист и с Ensemble Matheus он выступал на главных концертных площадках Франции (в частности, на фестивалях в Тулузе, Амброней, Лионе), в амстердамском Консертгебау, дортмундском Концертхаусе, Дворце изящных искусств в Брюсселе, Карнеги-холл в Нью-Йорке, Ашер-холл в Эдинбурге, Зале Сметаны в Праге, а также в Мадриде, Турине, Парме, Неаполе.

Партнеры Жана-Кристофа Спинози по сцене и в студиях звукозаписи — выдающиеся исполнители, его единомышленники, которые также стремятся вдохнуть новую жизнь и страсть в классическую музыку: Мари-Николь Лемье, Натали Дессей, Вероника Кангеми, Сара Мингардо, Дженифер Лармор, Сандрин Пьо, Симона Кермес, Натали Штуцман, Марьяна Миянович, Лоренцо Регаццо, Маттиас Герне.

Исключительно яркими достижениями отмечено сотворчество с Филиппом Жарусски (в т.ч. двойной «золотой альбом» «Герои» с ариями из опер Вивальди, 2008), Маленой Эрнман (с ней в 2014 г. на Deutsche Grammophon записан альбом Miroirs с сочинениями Баха, Шостаковича, Барбера и современного французского композитора Николя Бакри).

С Чечилией Бартоли Спинози и Ensemble Matheus в июне 2011 г. выступили с серией совместных концертов в Европе, а тремя сезонами позже осуществили постановки опер Россини «Отелло» в Париже, «Итальянка в Алжире» в Дортмунде, «Золушка» и «Отелло» на Зальцбургском фестивале.

Дирижер постоянно сотрудничает с такими известными коллективами, как Немецкий симфонический оркестр Берлинской филармонии, Симфонические оркестры Берлинского радио и радио Франкфурта, Филармонический оркестр радио Ганновера,

Оркестр де Пари, Филармонический оркестр Монте-Карло, оркестры Капитолия Тулузы, Венской Штаатсоперы, Кастилии и Леона (Испания), Моцартеума (Зальцбург), Венский симфонический, Испанский национальный оркестр, Новый японский филармонический, Королевский филармонический оркестр Стокгольма, Симфонический оркестр Бирмингема, Шотландский камерный оркестр, Камерный оркестр фестиваля в Вербье.

Спинози работал и с самыми креативными художниками современности. Среди них Пьеррик Сорен («Пробный камень» Россини, 2007, Театр Шатле), Олег Кулик («Вечерня Пресвятой Девы Марии» Монтеверди, 2009, Театр Шатле), Клаус Гут («Мессия» Генделя, 2009, Театр ан дер Вин). Для постановки оперы «Роланд-паладин» Гайдна в Театре Шатле Жан-Кристоф привлек франко-алжирского режиссера и хореографа Камеля Уали. Эта постановка, как и все предыдущие, получила восторженные отзывы публики и критики.

В 2000-х годах исследования Спинози в области старинной музыки увенчались первыми в истории записями ряда произведений Вивальди. Среди них — оперы «Истина в испытании» (2003), «Неистовый Роланд» (2004), «Гризельда» (2006) и «Верная нимфа» (2007), записанные на лейбле Naïve. Также в дискографии маэстро и его ансамбля — «Пробный камень» Россини (2007, DVD); вокальные и инструментальные сочинения Вивальди и др.

За свои записи музыкант удостоен многочисленных наград: BBC Music Magazine Award (2006), Académie du disque lyrique («Лучший оперный дирижер 2007»), премий Diapason d'Or, Choc de l'année du Monde de la Musique, Grand Prix de l'Académie Charles Cros, Victoire de la Musique Classique, Premio internazionale del disco Antonio Vivaldi (Венеция), Prix Caecilia (Бельгия).

Жан-Кристоф Спинози и Ensemble Matheus неоднократно выступали в России. В частности, в мае 2009 года в Санкт-Петербурге, в Михайловском театре, в рамках культурной программы года Франции в России, а в сентябре 2014 — на сцене Концертного зала им. П.И. Чайковского в Москве.

Жан-Кристоф Спинози — кавалер французского Ордена искусств и изящной словесности (2006).

Музыкант постоянно проживает во французском городе Брест (провинция Бретань).