Контакты

адрес
Концертный зал Филармония–2
Мичуринский проспект, Олимпийская деревня, 1

Общие вопросы
info@rnmso.ru

Запросы прессы
pr@rnmso.ru

социальные сети
Вконтакте

Новости
11 декабря 2025

К 255-летию Бетховена «Героическая симфония» прозвучит в редакции Малера

Российский национальный молодежный симфонический оркестр даст два концерта к 255-летию со дня рождения Людвига ван Бетховена. 14 декабря в Зале Чайковского за пульт коллектива встанет Александр Сладковский, 17 декабря в Зале Рахманинова Филармонии-2 будет дирижировать Фёдор Безносиков. «Героическая симфония» великого венского классика прозвучит в редакции Густава Малера. Также в программе – Двойной концерт Иоганнеса Брамса, одного из главных почитателей творчества Бетховена. Солировать будут лауреаты Международного конкурса имени П. И. Чайковского – скрипач Павел Милюков и виолончелист Нарек Ахназарян.

Третья симфония Бетховена, получившая название «Героической», была одним из самых важных опусов для Малера-дирижера. Большие концертные залы и современный состав оркестров предлагали новые возможности интерпретации, что побудило Малера внести дополнения в партитуру. Он развил идеи Бетховена, увеличив состав с парного до четверного, обострив контрасты, добавив малый кларнет in Es, появившийся уже после смерти композитора. Новой редакцией пользовались крупнейшие дирижеры XX века, среди которых Евгений Мравинский, Курт Зандерлинг и Карл Элиасберг. 

14 декабря в Зале Чайковского Александр Сладковский впервые обращается к редакции Малера. «Малер адаптировал музыку к своему времени, потому что "Героическая" симфония Бетховена одна из самых энергичных и плотных, – говорит дирижер. –  Думаю, исполнение в таком составе будет ближе к тому, что сам Бетховен хотел бы услышать».

Три дня спустя Александра Сладковского за пультом РНМСО сменит Фёдор Безносиков. «Симфонии Бетховена в оркестровках Малера – документ эпохи, наглядное свидетельство того, как крупнейший композитор-симфонист начала XX века понимал и любил музыку другого гения, – считает Фёдор. – Это мост между двумя, возможно, главными композиторами своих эпох, который не имеет аналогов в истории музыки».

На идеи Бетховена во многом опирался Брамс. Иоганнесу оказались близки строгость форм и мятежный дух его музыки; рациональность эпохи классицизма Брамс обогатил романтической эстетикой с ее индивидуализмом и палитрой выраженных чувств. Двойной концерт Брамса был написан как жест перемирия со скрипачом Йозефом Иоахимом – близким другом композитора, с которым тот несколько лет пребывал в ссоре.